Практические материалы

назад

МЕТОДИКИ В ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Методика преподавания темы.

Заканчивается изучение темы, учитель проводит контрольную работу или зачет, а половина учащихся класса с работой не справились или не сдали зачет. Почему? Причин здесь может быть несколько, например: отсутствие интереса к предмету ввиду его оторванности от жизни, большая перегрузка учащихся (особенно средней школы), неумение учеников учиться и другие. Но все ли сделал для успешного изучения темы учитель? Чаще всего учителя склонны обвинять в своих неудачах учеников, объективные обстоятельства, но только не самих себя. Нужно честно признать, что в общем невысокий уровень педагогической культуры наших учителей с каждым годом становится еще ниже. К сожалению, эта тенденция набирает обороты, и главная причина этого – незнание учителем элементарных педагогических закономерностей методики преподавания и соответственно неумение применять их на практике.

На структуру методики преподавания темы абсолютное большинство учителей обращает, мягко говоря, недостаточное внимание. В массовой педагогической практике преобладает зацикленность на методику урока, хотя в педагогике давно установлено, что дидактической единицей изучения любого предмета является содержание темы, а не урока. Наш современный учитель похож на конструктора, который конструирует автомобиль, но начинает не с создания общей модели машины, а с отдельных ее элементов. Понятно, что результаты такого конструирования будут очень низкими: созданные отдельные элементы могут не совместиться в целой конструкции.

Не составляя общей методики темы, а разрабатывая лишь методику уроков по теме, учитель заранее обрекает собственную и учебную деятельность своих учеников на низкий результат. Какие же закономерности необходимо учитывать при построении методики изучения темы?

Методика изучения любой темы имеет следующую структуру:

1) постановка задач темы;

2) ознакомление учащихся с новой учебной информацией и построение ее моделей, схем, таблиц, конспектов и др.;

3) формирование знаний и репродуктивных умений у учащихся в процессе репродуктивной деятельности. При этом могут использоваться репродуктивные задания и репродуктивные задания с элементами творчества (например выбор требуемой информации из предложенной, исправление ошибок и др.);

 4) формирование убеждений и творческих умений у учащихся в процессе творческой деятельности. При этом творческая деятельность учащихся может осуществляться как изучение нескольких алгоритмов решения творческих задач, так и изучение основных алгоритмов;

5) развитие и коррекция убеждений и исследовательских умений в процессе выполнения исследовательских работ

При этом возможны три варианта работы:

а) ознакомление с решенными научными проблемами путем реферирования научно-популярной литературы;

б) анализ решений научных проблем;

в) самостоятельное решение научных проблем;

г) контроль результатов работы учащихся по теме, включающей в себя задания для проверки знаний и учебных умений, интеллектуальных, нравственных и практических умений.

Этапы изучения темы можно планировать поочередно, или, что более эффективно, объединять (особенно второй, третий, четвертый и пятый). Работа учащихся на каждом из этапов изучения темы может быть организована как совместная деятельность учителя и учащихся; деятельность учащихся под контролем учителя; самостоятельная деятельность учащихся.

Рассмотрим более подробно методику изучения темы.

1. Постановка задач темы.

Основные задачи при изучении учебного материала любой темы следующие:

– учебные – формирование основных знаний и представлений по теме, причем на дифференцированной основе (об этом будет сказано ниже), развитие умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать, работать и самоконтролировать свою деятельность учащимися;

– развивающие – развитие творческого мышления через алгоритмизированное решение творческих задач, развитие умения поиска творческих задач через реферирование научно-популярной литературы; развитие речи, интереса, памяти и воображения через применение специальных заданий и методик;

– воспитательные – воспитание умений применять изученный учебный материал в практических ситуациях; умений защищать свои убеждения, умений делать нравственную оценку деятельности человека.

Какие из этих задач в современной школе реально воплощаются? В большинстве случаев учебные. И то не полностью. Идет процесс односторонней, лишенной интереса, развития и воспитания учебной деятельности и поэтому закономерно обреченной на низкий результат.

2. Ознакомление учащихся с новой учебной информацией и построение ее моделей. Репродуктивная деятельность.

На этом этапе учитель должен ознакомить учащихся с наиболее сложным материалом темы. Эта деятельность проводится либо в начале изучения темы, если учитель применяет блочный подход, либо в течение всей темы, если учитель применяет линейное планирование учебного материала.

Обязательными условиями эффективности на этом этапе являются: составление конспектов основных изучаемых терминов и закономерностей, запись методик (алгоритмов) выполнения репродуктивных и творческих заданий по теме и их ежеурочное использование теми учениками, которые не могут сразу их запомнить. Следует заметить, что опытный учитель, знакомый с теорией непроизвольного запоминания, никогда не будет требовать от своих учеников полного запоминания всего изученного на уроке уже к следующему уроку, он предложит запомнить лишь основные термины и закономерности. Но дальнейшая учебная деятельность учащихся будет организована таким образом, что конспекты и методики будут регулярно использоваться на уроках для выполнения различных заданий, и в процессе этого ученики непроизвольно запоминают содержащийся в них учебный материал.

Для этого этапа в педагогической практике характерны две грубые ошибки:

1) стремление учителя излагать весь сложный и легкий учебный материал самому; либо его попытка организовать самостоятельную работу учащихся по заведомо сложному учебному материалу;

2) полное непонимание учителем психологической роли конспекта в методике выполнения заданий и соответственно его отсутствие на уроках. У такого учителя ответ всегда один и тот же: «А зачем нужны конспекты? Ведь они (то есть ученики) должны этот материал знать!» Вот так, ни больше и ни меньше! Ученики должны знать, а что он должен сделать для этого как учитель, его это как бы не касается. О каких результатах может идти речь в этом случае?

3) Формирование убеждений у учащихся в процессе творческой деятельности.

На этом этапе изучения темы начинается собственно процесс усвоения знаний и умений, то есть развитие убеждений. Учитель должен так построить методику учебно-воспитательного процесса, чтобы ученики выполняли систему постепенно усложняющихся творческих заданий, в процессе чего представления, сформированные на предыдущем этапе изучения темы, переводились бы в прочно усвоенные понятия и умения. Выполнение каждого задания учащимися на этом этапе контролируется учителем для определения правильности применения и новых знаний и умений, и полученных в процессе этой работы результатов. Нелишним будет еще раз напомнить, что деятельность учащихся обеспечивается конспектами и методиками

В педагогической практике грубыми нарушениями на этом этапе являются следующие: 1) отсутствие у учителя систем творческих заданий, а усвоение знаний и умений осуществляется только через творческую деятельность; 2) отсутствие самого этапа, то есть вся тема изучается в процессе репродуктивной деятельности учителя и учащихся

4) Развитие и коррекция убеждений у учащихся и исследовательских умений в процессе выполнения исследовательских работ.

Самостоятельная учебная деятельность учащихся начинается после того, как учитель убедится на предыдущем этапе изучения темы, что ученики усвоили основные знания и умения этой темы. Самостоятельная работа учащихся направлена на дополнение и углубление изученного ранее материала, то есть на развитие и коррекцию убеждений. Это осуществляется через работу с дополнительной учебной (хрестоматии, книги для чтения, задачники) и научно-популярной (журналы, брошюры, монографии) литературой. Необходимо отметить, что в классах всегда будут ученики с низким уровнем развития, которые до конца темы будут работать совместно с учителем или под его контролем, но в каждом классе есть ребята, которые могут и должны  самостоятельно  выходить  за  пределы  школьной  программы, развивая свои способности максимально. А как обстоят дела в реальной жизни?

Чаще всего этот этап попросту отсутствует. Учитель увлечен так называемым повторением и обобщением, которое есть не что иное, как организованное зазубривание материала, так как выполнения творческих и исследовательских заданий на этом этапе  чаще  всего  нет. Другая  проблема  заключается в том, что на этом этапе используется только учебная литература, а научно-популярная, в которой содержатся основные сведения о новейших достижениях в данной области науки, отсутствует. Это приводит учащихся к иллюзии того, что в науке уже все известно, нерешенных проблем, которыми они могли бы заняться, нет. И как следствие – снижение интереса к предмету.

5) Контроль и коррекция результатов по теме.

В большинстве случаев, проводя контрольную или зачетную работу по теме, учитель и не вспоминает о задачах (если они были), которые он стремился выполнить на протяжении всего времени изучения темы. В результате контрольная работа носит однобокий характер и является проверкой лишь основных знаний и умений их применять при выполнении репродуктивных заданий. Примитивизм такого подхода приводит к тому, что ученики вроде бы хорошо знают учебный материал, но абсолютно не умеют применять его в практических, жизненных ситуациях и даже не понимают его практической значимости. К сожалению, это явление стало массовым в общеобразовательных школах. А как все-таки нужно проводить контроль и коррекцию результатов изучения темы?

Задачи контрольной или зачетной работы должны быть составлены таким образом, чтобы проверить не только, насколько реализованы учебные задачи темы (сформированы основные знания и представления, умения работать с учебной информацией), но и развивающие и воспитательные задачи. А это значит, что наряду с заданиями по проверке основных знаний и учебных умений должны быть творческие задания, задания, требующие применения изученного материала в практических, жизненных ситуациях, умения доказывать правильность или ошибочность теоретических положений или практических действий, оценив, дать нравственную оценку деятельности человека. По сути дела, контроль должен быть комплексным, по проверке реализации всех задач темы. Только в этом случаве можно говорить том, что учитель видит творческую личность ученика как цель и стремится к ее достижению в своей деятельности.

По завершении контроля по теме необходимо определить, какие задачи реализованы успешно, а какие – неудовлетворительно. Допустим, по результатам зачета выяснилось, что учащиеся хорошо знают основной материал, умеют работать с учебной информацией, планировать и самоконтролировать свою деятельность, то есть учебные задания реализованы на хорошем уровне. Однако многие ученики не выполнили творческих заданий зачета, слабо развито умение применять изученное в практических ситуациях. На основании этих результатов учитель проводит коррекцию, а именно: при составлении тематического плана следующей темы он увеличивает количество и виды тех заданий, по которым у учеников наибольшие затруднения, и стремится разработать соответствующие методики и алгоритмы для их выполнения. Такой учитель является подлинным мастером своего дела, он всегда знает, по каким вопросам у учеников в его классе нет затруднений, а по каким затруднения имеются. Он знает, что нужно делать, чтобы эти затруднения преодолеть. Он никогда не будет обвинять своих учеников в недостаточном внимании к своему предмету, задавать им огромные по объему домашние задания. Он будет четко, конкретно и в соответствии с затруднениями планировать коррекционную работу по каждой теме. И в конечном итоге его ученики будут обучены, развиты и воспитаны. Но кто и где систематически проводит эту работу? Таких учителей очень мало, основная же часть не видит и не понимает сущности комплексной постановки и решения педагогических задач, не говоря уже о коррекционной работе. Процесс образования без комплексного контроля и коррекции больше напоминает педагогическое шаманство, чем целенаправленную деятельность по усвоению культурных ценностей.

 

Учреждение образования "Средняя общеобразовательная школа № 2 города Бобруйска" республика Беларусь

Hosted by uCoz