Практические материалы |
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА Каждый урок занимает определенное место в методике темы. Соответственно его организация определяется задачами всей темы и конкретного этапа изучения темы. Общие закономерности построения урока имеют следующий вид: 1. Постановка задач урока 2. Выбор элементов учебного материала в соответствии с задачами. 3. Выбор приемов, методов и форм преподавания. 4. Составление структуры урока. 1. Постановка задач урока. Так же, как и перед изучением темы, учитель на каждый урок планирует выполнение трех задач:» учебных, развивающих, воспитательных. В массовом сознании учителей утвердилось ложное представление о том, что не каждый урок должен выполнять развивающие и воспитательные задачи, главное – выполнение учебных. Опровергая это заблуждение, следует сказать, что на каждом уроке учитель обязан комплексно воспитывать учащихся через обучение и развитие. Если же на уроке решается только одна задача (допустим – учебная), то происходит разрыв в систематической учебно-воспитательной работе. Все три учебные задачи должны реализовываться непрерывно, из урока в урок, иначе такое воспитание будет носить фрагментарный характер и низкую эффективность. 2. Выбор элементов учебного материала. Итак, задачи поставлены, необходимо отобрать элементы учебного содержания, с помощью которых будут реализовываться эти задачи. Для выполнения учебных задач отбираются учебные тексты и задания для изучения, закрепления, расширения и углубления знаний. Развивающие и воспитательные задачи реализуются через выполнение специально составленной учителем системы творческих заданий и практических работ. Все элементы содержания урока предварительно систематизируются в тематическом плане. 3. Выбор приемов, методов и форм преподавания Для облегчения работы учителя по выбору педагогических инструментов (приемов, методов и форм преподавания) составлена шкала анализа методики преподавания уроков и разработаны закономерности построения и развития методики преподавания урока. Параметрами шкалы являются принципы интенсификации учебно-воспитательного процесса, разработанные академиком Ю. К. Бабанским. Что же это за принципы и как они были разработаны? В семидесятые годы прошлого века Ю. К. Бабанский вместе с сотрудниками поставил перед собой проблему – в чем особенности системы работы передовых учителей? Почему у одних учителей, уроки интересны, ученики выполняют все учебные задания и результаты хорошие, даже высокие, тогда как у других ничего этого нет? Для решения этой проблемы ученые наблюдали и анализировали огромное количество уроков у разных учителей в разных городах, проводили индивидуальные собеседования с учениками и учителями. В результате этой работы было установлено, что высокий уровень учебно-воспитательного процесса достигается в том случае, если учитель умело использует педагогические инструменты по следующим принципам: – усиление целенаправленности обучения на каждом уроке. Это означает, что на каждом уроке учитель обеспечивает с помощью учебных заданий обучение, развитие и воспитание учащихся, а не только обучение, как это чаще всего бывает; – улучшение мотивации. Учитель подбирает специальные задания для учащихся, которые развивают интерес к предмету, и постоянно использует их на уроках; – повышение информативной емкости урока. Укрупнение объема учебной информации и заданий позволяет сэкономить время для полноценного его усвоения (в процессе выполнения творческих заданий); – ускорение темпа обучения. Ускорение темпа обучения достигается за счет выделения взаимосвязей в изучаемом материале и материале, который еще будет изучаться. Планируя содержание урока, учитель включает в него элементы ранее пройденного материала для повторения и элементы сложного материала из последующих тем с целью подготовки учащихся к его усвоению; – внедрение активных методов обучения. Передовые учителя практически на каждом уроке используют творческие и исследовательские методы; – внедрение активных форм обучения. Активность учащихся значительно повышается, если применяются групповые формы работы, организованно-деятельностные и ролевые игры; – развитие навыков учебной деятельности. На каждом уроке проводится работа по обучению учащихся учебным умениям; – применение технических средств обучения. Технические средства обучения применяются для организации познавательной и контрольно-оценочной деятельности учащихся. Таким образом, на основе анализа опыта работы передовых учителей была создана теория интенсификации учебно-воспитательного процесса, включающая в себя вышеперечисленные закономерности. 3. Инструменты реализации воспитательных задач. Уровни взаимоотношения учителя и учащихся. 1. Недостаточный – имеют место открытые конфликты, отсутствие интереса у учащихся к предмету. 2. Достаточный – возникающие конфликты решаются учителем, предметом интересуются отдельные ученики из всех классов, в которых работает учитель. 3, Хороший – отсутствие конфликтов, имеется группа учащихся, интересующихся предметом. 4. Высокий – сотрудничество с учениками, значительная часть учащихся школы интересуется предметом. 5. Очень высокий – отношения сотрудничества с учащимися всех классов, сотворчество с отдельными группами учащихся.
4. Составление структуры урока При составлении структуры урока следует иметь в виду общую закономерность, согласно которой постоянными этапами на каждом уроке являются организационный и инструктаж по домашнему заданию. Остальные этапы: изучение нового материала, проверка и анализ домашнего задания, закрепление изученного материала, расширение и углубление знаний – могут варьироваться учителем в зависимости от этапа изучения темы и образовательных задач урока. К сожалению, в школьной практике очень часто уроки учителя превращаются в шаблон, когда каждый урок по теме имеет одинаковую структуру. Следующая очень серьезная проблема: инструктаж по домашнему заданию заменяется быстрой, обычно после звонка с урока, записью номеров домашних заданий, в результате чего ученик, которому не объяснили, как нужно делать домашнее задание, скорее всего не выполнит его или спишет у товарища. Таким образом, возможность домашнего осмысления и усвоения учебного материала теряется, что снижает общую эффективность изучения темы. Парадоксально, но факт – даже хорошие учителя не могут понять, что детальный инструктаж по домашнему заданию позволит на следующем уроке меньше времени затратить для анализа затруднений и поможет многим ученикам самостоятельно выполнять его, не списывая у товарищей. Но... не хватает времени! Вот так личная методическая безграмотность учителя легко и просто объясняется объективными обстоятельствами. Да, в поиске способов оправданий – мы великие мастера.
|
Учреждение образования "Средняя общеобразовательная школа № 2 города Бобруйска" республика Беларусь