Практические материалы

назад

САМОАНАЛИЗ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМЫ  ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Цель данного урока направлена на решение задач личностного развития учащихся.

2. При подготовке данного урока учитель использовал исходную диагностику личностного развития, обученности, воспитанности учащихся.

3. Учащиеся выступали на уроке в качестве соавторов и проявили следующие качества: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, стремление к взаимопониманию

4. Учитель привлекал учащихся к постановке задач урока и его организации, организовал рефлексию учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке.

5. Учитель создал на уроке личностно ориентированную ситуацию, соответствующую личностному опыту педагога, сфере, в которой хотел бы реализовать себя ученик, значимой жизнедеятельности, в которой будут востребованы личностные функции воспитанника

6. Учитель использовал на уроке технологии личностно ориентированного обучения: систему диалогов с носителем личностного опыта, игровую имитацию социального пространства личностной самореализации, имитационно-ролевую ситуацию.

7. Урок отличала атмосфера доверия и доброжелательности, способствовавшая проявлению личностных качеств воспитанников.

8. Учитель учитывал состояние здоровья детей на уроке, их настроение.

 

Примерный план анализа урока (учебного занятия)

в соответствии с технологией его разработки

1. Цели урока. Постановка целей урока с учетом основных требований: диагностичности и достижимости.

2. Тип и вид урока. Соответствие типа и вида урока его педагогической цели .

3. Дидактическая структура урока, ее педагогическая целесообразность.   Постановка  дидактической задачи для каждого из основных этапов урока. Например, для первого этапа – мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, актуализация опорных знаний, для второго – формирование новых понятий и способов действий, для третьего – применение знаний, навыков, умений. 

При анализе содержания компонентов дидактической структуры важно проанализировать следующие вопросы:

3.1.               Создание педагогом мотивационной среды с целью привлечения  учащихся к активной учебно-познавательной деятельности и усиления их интереса к усвоению знаний.

3.2.               Рациональность отбора учебного материала: объем, структура, уровень сложности.

3.3.                Какие методы обучения использовались на каждом этапе урока, их педагогическая целесообразность

3.4.               Какие методические приемы применялись педагогом для эффективного решения дидактических задач.

3.5.               Объем и характер самостоятельных работ (воспроизводящие, поисковые, творческие) на каждом этапе урока.

3.6.               Создание оптимальных условий для формирования общеучебных умений и навыков (работать с информацией, проектировать, планировать, контролировать свою деятельность, работать самостоятельно и в команде, участвовать в дискуссии и др.).

3.7.               Формирование познавательных умений (поиск противоречий и формулировка проблем, выдвижение предположений и обоснование гипотез, разработка программ и проектов, проверка правильности решений и др.).

3.8.               Развитие сознания, мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, умений сравнивать, обобщать и систематизировать. Развитие креативности учащихся, их рефлексивных умений.

3.9.               Использование различных источников учебной информации. Эффективное применение наглядности и дидактических материалов (на каких этапах урока и с какой целью?).

3.10.           Применение технических средств обучения, реализация их дидактических возможностей.

3.11.           Способы создания проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов.

3.12.            Реализация принципа единства обучения, развития и воспитания учащихся.

3.13.           Способы повышения познавательного интереса учащихся, развитие их  профессиональных потребностей (доказательство актуальности нового учебного материала, показ достижений современной науки и практики, возбуждение эмоциональных и мотивационных состояний учащихся в достижении успеха при выполнении учебных заданий).

3.14.           Способы усиления воспитательного значения учебного материала.

3.15.           Реализация межпредметных и внутрипредметных связей (поиск связей между понятиями и определениями, разработка структурно-логических схем, использование знаний по смежным предметам в качестве опорных, задач и текстов с производственным содержанием и др.)

3.16.           Домашнее задание, оптимальность его объема и содержания. Подготовленность учащихся к его выполнению. Комментирование домашнего задания педагогом.

  1. Общая оценка урока, насколько успешно реализованы его цели и задачи. Приращение в знаниях, умениях и навыках учащихся. Развитие социально-значимых потребностей учащихся. Конкретные выводы и предложения по уроку.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ АНАЛИЗА (САМОАНАЛИЗА) УРОКА

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

 

            1. В процессе наблюдения и анализа уроков  пользоваться следующими  критериями ЛСО:

-         полилог (право каждого на свою точку зрения)

-         диалог (принятие  учителем учащегося таким, каким он есть; учреждение чужого «я»)

-         мыследеятельность (выполнение учащимися различных мыслительных операций, проблемность обучения)

-         смыслотворчество (процесс создания учащимися своего индивидуального видения обсуждаемых проблем, обмен мнениями)

-         интеракция (взаимодействие, обмен деятельностью между учителем и учащимися)

-         позитивность, оптимистичность, оценивания

-         ситуация успеха в деятельности

-         свобода выбора

-         рефлексия.

2. Согласно критериям ЛО  пед.технологий при анализе урока необходимо  обращать внимание на  следующие аспекты:

-         Какие ЛО технологии используется учитель?

-         Насколько эти технологии реализуют цели саморазвития, развития индивидуальности учащегося

-         Присутствует ли обмен деятельностью между учителем и учащимися?

-         Какие методы, приемы  организации мыследеятельности  учащегося использует  педагог?

-         Как организуется учителем смаслотворчество?

-         Насколько диалогичны отношения учителя и учение?

-         Какие педагогические ситуации, аспекты  взаимодействия подтверждают субъектность учащегося?

-         Каким способами организуется рефлексивная деятельность учащихся?

-         Создает ли учитель и какими  способами ситуацию успеха в деятельности учащихся?

ПАМЯТКА ДЛЯ АНАЛИЗА (САМОАНАЛИЗА) УРОКА

1. Анализ  эффективности проекта урока.

  1. Реальность цели урока.

  2. Каким образом организовать на уроке коллективно-распределительную деятельность?

  3. Что  проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно  ли глубоко учитель сам знает этот материал?

  4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения  учащимися? На какие  другие понятия дни (оно) опираются? Для каких являются базой?

  5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

  6. Сущностные характеристики изучаемого понятия, которые должны  быть в центре внимания учащихся.

  7. Какие учебные действия должны  осуществить  учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ  действия?

  8. каким образом проектировался ввод учащихся в учебную задачу?

  9. Как проектировалось  осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

  10. Предусматривались   ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли  встретиться  дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

  11. Какие критерии  освоения данного  материала намечались в проекте урока?

  12. Общий вывод  о реальности и эффективности проекта урока.

2. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

1.       Совпадает ли цель урока с его  конечным результатом?  В чем выражается  разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу?

Если да, то почему?

Если нет, то почему?

2. Соответствие формы организации коллективно- распределенной   деятельности поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

  1. Каким образом  в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

  2. При помощи каких способов была  создана ситуация принятия учащимися учебной  задачи?  Как она повлияла  на дальнейший ход ее решения?

  3. Была ли принята  учебная задача учащимися?

  4. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования  условий  задачи?

  5. Каким  образом учитель создал ситуацию, при которой дети  приняли такие учебные  действия как моделирование  и преобразование модели?

  6. Какие формы использовал  учитель для  организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или  математического материала?

  7. Как  был организован контроль? Контроль проходил  как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что  ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результата? Когда  контроль  осуществлялся: в начале действия, в процессе действия  или после его окончания?

Какой арсенал  средств  и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

    10. Опирались ли дети  при работе на свою собственную  оценку или  прибегал к оценке   учителя?

3. Оценка целостности урока.

1.  Насколько  содержание коллективно- распределенной  деятельности соответствовало  требованиям  развивающего обучения? На каком уровне  было организовано на уроке    взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?  Не  подменялась ли коллективно- распределенная  деятельность автономно- индивидуальной?

2.       Каким образом характер коллективно – распределенной деятельности (совершенство или несовершенство) повлиял на качество  осуществления учебной деятельности?

3.       Как характер осуществления коллективно- распределенной  деятельности, а также учебной деятельности учащихся повлиял на освоение понятий, на качество формирования теоретического мышления учащихся?

4.       Охарактеризовать  взаимодействие этапов учебной задачи в ходе  саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (сточки зрения качества их осуществления) и их влияние на конечный результат  урока.

5.       Можно ли сказать, что в результате решения учебной задачи ученики почувствовали  орудийный, инструментальный характер изучаемого понятия, ощутили и использовали  общий способ действия.

 

4. Анализ самооценки  воспитательной стороны урока.

1.             Поведение  учителя на уроке. Способствовало ли оно достижению цели урока?

2.             Сумел ли учитель  в процессе организации учебной деятельности уделить внимание формированию ценностей ориентации учащихся, их отношению к пяти нравственным аспектам, которые всегда присутствуют на уроке: люди, он сам, коллектив, труд Родина.

3.             Как вели себя ученики? Негативные и позитивные стороны поведения класса и отдельных учащихся. Причины. Сформированы ли сдерживающие начала во внешнем поведении детей?

4.             Что дал урок для дальнейшего позитивного развития отношений между учителем и классом, между учителем и отдельными учениками?

 

5. Аспект оценки  конечного  результата урока.

1.       Какой вклад внес урок в дальнейшее развитие личности учеников.

2.       Оценить усвоение понятия и общего способа действия учащимися в ходе осуществления ими  учебной деятельности.

3.       Анализ конкретных недостатков урока: недостатки,  «проколы», удачи. Таков один из возможных вариантов методики самоанализа учителем урока развивающего обучения.

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
(по материалам С.В. Кульневич, Т.П.Лакоцениной)

Педагогический аспект урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
1. Место урока в системе уроков по теме или подтеме.
2. Правильность постановки цели урока
3. Организация урока:
а) Тип урока;
б) Структура, последовательность этапов и дозировка по времени;
в) Соответствие структуры урока его содержанию и цели;
г) Подготовленность класса к уроку;
д) Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная и др.;
4. Содержание урока:
1) Научность материала;
2) Правильность подбора материала и видов деятельности для различных этапов урока
3) Связь изучаемого материала с ранее изученным. Приемы повторения;
4) Раскрытие практической значимости изучаемого материала; Межпредметные связи;
5) Речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство, научность речи;
5. Методика проведения урока:
а) Методы и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока;
б) Соответствие применяемых методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся;
в) Постановка перед учащимися цели урока и привлечение к подведению итогов урока;
г) Работа с отстающими учащимися и учащимися проявляющими повышенный интерес к предмету;
д) Система оценки знаний;
6. Общение на уроке: тон, стиль отношении, манера общаться с классом и отдельными детьми.
7. Работа и поведение учащихся на уроке:
1) Активность класса и отдельных учащихся;
2) Заинтересованность учащихся изучаемым материалам;
3) Отношение к учителю;
4) Дисциплинированность, организованность
5) Речь учащихся: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство, научность речи, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, умение задавать вопросы.

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Оцениванию подлежат следующие психологические компоненты образовательной деятельности: мотивация деятельности учителя и учеников, степень общей активности учеников; дифференцированность нагрузки на учащихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей; эмоциональный фон; содержание познавательной деятельности учащихся.
При анализе управления вниманием учащихся на уроке необходимо обратить внимание на следующее:
1. Как стимулируется интерес к содержанию урока.
2. Как создается установка быть внимательным.
3. Как используются особенности наглядного материала для привлечения внимания.
4. Как организовано изложение изучаемого материала: яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций и т.д.
5. Как организована деятельность детей, у которых наблюдаются выраженные недостатки внимания.
При анализе управления развитием мнемонических особенностей учащихся необходимо обратить внимание на следующее:
1. Формировалась ли установка на запоминание изучаемого материала.
2. Какими приемами акцентировалось внимание учащихся на материале, подлежащем запоминанию.
3. Как учитывается соотношение видов памяти по характеру психической активности: двигательная, наглядно-образная, словесно-логическая, знаково-символическая.
4. Как организуется материал для заучивания: дозировка по объему, распределение по времени, структурирование.
5. Как организуется повторение.
При анализе урока с точки зрения учета закономерностей функционирования и развития мышления необходимо обратить внимание на следующее:
1. В какой мере формируются у учащихся на уроке общие приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.
2. Обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической смысловой обработки учебного материала.
3. Происходит ли в процессе объяснения (и ответа учащихся) выделение главного в содержании изучаемого материала.
4. Используется ли на уроке установление связей между изучаемым материалом и личным опытом учащихся.
5. Используется ли на уроке коллективная мыслительная деятельность учащихся: мозговой штурм, разбор проблемной ситуации и т.п.
6. В какой мере на уроке формируются элементы творческого мышления.

ГИГИЕНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
При анализе выполнения требований психо- и физиогигаены на уроке необходимо обратить внимание на следующее:
1. Характеристика учащихся класса:
а) работоспособность учащихся класса: концентрация и распределение внимания, утомляемость и чередование, в связи с этим, различных видов деятельности;
б) состояние здоровья учащихся в классе;
в) выполнение рекомендаций врача, психолога, логопеда по отношению к отдельным детям и группам детей с нарушениями здоровья;
г) развитость самоконтроля учащихся за своим состоянием и умение осуществлять элементарную коррекцию.
2. Учет возрастных особенностей учащихся и профилактика дезадаптации учащихся на уроке;
1) соответствие цели урока и сложности решаемых задач возрастным возможностям учащихся;
2) соответствие степени абстрактности и сложности материала уровню физического созревания и психического развития учащихся;
3) дифференцированный подход к учащимся на основе особенностей их соматического и психологического развития.
3. Выполнение санитарио-гигиенических требований:
а) соблюдение гигиенических требовании к содержанию классного помещения (мебель, освещенность и пр.);
б) соблюдение психо-гигиенических требований к расписанию занятий.
4. Наличие или предупреждение утомляемости и перегрузки школьников (дозирование учебной нагрузки, проведение динамических пауз, объем домашней работы и пр.).
5. Владение учителем приемами само регуляции в профессиональной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
I. Основная учебная цель урока:
1) Цель сформулирована учителем в общем виде или в действиях учащихся;
2) Достижение цели на уроке: на различных этапах, на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и т,д,;
3) Достижение на уроке предметной цели;
4) Достижение на уроке развивающей цели.
II. Методическая логика урока
1) Структура урока, ее обоснованность;
2) Целесообразность распределения времени, хронометрирование урока;
3) Целесообразность и характер проверки домашнего задания;
4) Характер представления нового материала учителем;
5) Характер восприятия нового материала учащимися, степень их самостоятельности;
6) Развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков;
7) Оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся;
8) Характер домашнего задания, способы информирования о домашнем задании;
9) Результативность урока.
III. Использование различных средств обучения:
1) Заданий различного характера, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, иллюстраций и др.);
2) Адекватность используемых средств основной цели урока;
3) Эффективность использования средств в данном классе;
4) Грамотное использование и сочетание различных средств обучения.
IV. Использование различных методических приемов:
1) Адекватность данного приема цели и задачам урока; Обоснованность использования данного приема;
2) Эффективность использования данных приемов.
V. Использование различных организационных форм обучения:
1) Индивидуальная,
2) Групповая,
3) Парная,
4) Фронтальная,
5) Дифференцированная формы работы.

Учреждение образования "Средняя общеобразовательная школа № 2 города Бобруйска" республика Беларусь

Hosted by uCoz