Практические материалы |
САМОАНАЛИЗ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Цель данного урока направлена на решение задач личностного развития учащихся. 2. При подготовке данного урока учитель использовал исходную диагностику личностного развития, обученности, воспитанности учащихся. 3. Учащиеся выступали на уроке в качестве соавторов и проявили следующие качества: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, стремление к взаимопониманию 4. Учитель привлекал учащихся к постановке задач урока и его организации, организовал рефлексию учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке. 5. Учитель создал на уроке личностно ориентированную ситуацию, соответствующую личностному опыту педагога, сфере, в которой хотел бы реализовать себя ученик, значимой жизнедеятельности, в которой будут востребованы личностные функции воспитанника 6. Учитель использовал на уроке технологии личностно ориентированного обучения: систему диалогов с носителем личностного опыта, игровую имитацию социального пространства личностной самореализации, имитационно-ролевую ситуацию. 7. Урок отличала атмосфера доверия и доброжелательности, способствовавшая проявлению личностных качеств воспитанников. 8. Учитель учитывал состояние здоровья детей на уроке, их настроение.
Примерный план анализа урока (учебного занятия) в соответствии с технологией его разработки1. Цели урока. Постановка целей урока с учетом основных требований: диагностичности и достижимости. 2. Тип и вид урока. Соответствие типа и вида урока его педагогической цели . 3. Дидактическая структура урока, ее педагогическая целесообразность. Постановка дидактической задачи для каждого из основных этапов урока. Например, для первого этапа – мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, актуализация опорных знаний, для второго – формирование новых понятий и способов действий, для третьего – применение знаний, навыков, умений. При анализе содержания компонентов дидактической структуры важно проанализировать следующие вопросы: 3.1. Создание педагогом мотивационной среды с целью привлечения учащихся к активной учебно-познавательной деятельности и усиления их интереса к усвоению знаний. 3.2. Рациональность отбора учебного материала: объем, структура, уровень сложности. 3.3. Какие методы обучения использовались на каждом этапе урока, их педагогическая целесообразность 3.4. Какие методические приемы применялись педагогом для эффективного решения дидактических задач. 3.5. Объем и характер самостоятельных работ (воспроизводящие, поисковые, творческие) на каждом этапе урока. 3.6. Создание оптимальных условий для формирования общеучебных умений и навыков (работать с информацией, проектировать, планировать, контролировать свою деятельность, работать самостоятельно и в команде, участвовать в дискуссии и др.). 3.7. Формирование познавательных умений (поиск противоречий и формулировка проблем, выдвижение предположений и обоснование гипотез, разработка программ и проектов, проверка правильности решений и др.). 3.8. Развитие сознания, мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, умений сравнивать, обобщать и систематизировать. Развитие креативности учащихся, их рефлексивных умений. 3.9. Использование различных источников учебной информации. Эффективное применение наглядности и дидактических материалов (на каких этапах урока и с какой целью?). 3.10. Применение технических средств обучения, реализация их дидактических возможностей. 3.11. Способы создания проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов. 3.12. Реализация принципа единства обучения, развития и воспитания учащихся. 3.13. Способы повышения познавательного интереса учащихся, развитие их профессиональных потребностей (доказательство актуальности нового учебного материала, показ достижений современной науки и практики, возбуждение эмоциональных и мотивационных состояний учащихся в достижении успеха при выполнении учебных заданий). 3.14. Способы усиления воспитательного значения учебного материала. 3.15. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей (поиск связей между понятиями и определениями, разработка структурно-логических схем, использование знаний по смежным предметам в качестве опорных, задач и текстов с производственным содержанием и др.) 3.16. Домашнее задание, оптимальность его объема и содержания. Подготовленность учащихся к его выполнению. Комментирование домашнего задания педагогом.
ПАМЯТКА ДЛЯ АНАЛИЗА (САМОАНАЛИЗА) УРОКА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
1. В процессе наблюдения и анализа уроков пользоваться следующими критериями ЛСО: - полилог (право каждого на свою точку зрения) - диалог (принятие учителем учащегося таким, каким он есть; учреждение чужого «я») - мыследеятельность (выполнение учащимися различных мыслительных операций, проблемность обучения) - смыслотворчество (процесс создания учащимися своего индивидуального видения обсуждаемых проблем, обмен мнениями) - интеракция (взаимодействие, обмен деятельностью между учителем и учащимися) - позитивность, оптимистичность, оценивания - ситуация успеха в деятельности - свобода выбора - рефлексия. 2. Согласно критериям ЛО пед.технологий при анализе урока необходимо обращать внимание на следующие аспекты: - Какие ЛО технологии используется учитель? - Насколько эти технологии реализуют цели саморазвития, развития индивидуальности учащегося - Присутствует ли обмен деятельностью между учителем и учащимися? - Какие методы, приемы организации мыследеятельности учащегося использует педагог? - Как организуется учителем смаслотворчество? - Насколько диалогичны отношения учителя и учение? - Какие педагогические ситуации, аспекты взаимодействия подтверждают субъектность учащегося? - Каким способами организуется рефлексивная деятельность учащихся? - Создает ли учитель и какими способами ситуацию успеха в деятельности учащихся? ПАМЯТКА ДЛЯ АНАЛИЗА (САМОАНАЛИЗА) УРОКА 1. Анализ эффективности проекта урока.
2. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла? 1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему? 2. Соответствие формы организации коллективно- распределенной деятельности поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?
Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми? 10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегал к оценке учителя? 3. Оценка целостности урока. 1. Насколько содержание коллективно- распределенной деятельности соответствовало требованиям развивающего обучения? На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа? Не подменялась ли коллективно- распределенная деятельность автономно- индивидуальной? 2. Каким образом характер коллективно – распределенной деятельности (совершенство или несовершенство) повлиял на качество осуществления учебной деятельности? 3. Как характер осуществления коллективно- распределенной деятельности, а также учебной деятельности учащихся повлиял на освоение понятий, на качество формирования теоретического мышления учащихся? 4. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (сточки зрения качества их осуществления) и их влияние на конечный результат урока. 5. Можно ли сказать, что в результате решения учебной задачи ученики почувствовали орудийный, инструментальный характер изучаемого понятия, ощутили и использовали общий способ действия.
4. Анализ самооценки воспитательной стороны урока. 1. Поведение учителя на уроке. Способствовало ли оно достижению цели урока? 2. Сумел ли учитель в процессе организации учебной деятельности уделить внимание формированию ценностей ориентации учащихся, их отношению к пяти нравственным аспектам, которые всегда присутствуют на уроке: люди, он сам, коллектив, труд Родина. 3. Как вели себя ученики? Негативные и позитивные стороны поведения класса и отдельных учащихся. Причины. Сформированы ли сдерживающие начала во внешнем поведении детей? 4. Что дал урок для дальнейшего позитивного развития отношений между учителем и классом, между учителем и отдельными учениками?
5. Аспект оценки конечного результата урока. 1. Какой вклад внес урок в дальнейшее развитие личности учеников. 2. Оценить усвоение понятия и общего способа действия учащимися в ходе осуществления ими учебной деятельности. 3. Анализ конкретных недостатков урока: недостатки, «проколы», удачи. Таков один из возможных вариантов методики самоанализа учителем урока развивающего обучения. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Педагогический
аспект урока может быть рассмотрен через следующие компоненты: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Оцениванию подлежат следующие психологические компоненты образовательной
деятельности: мотивация деятельности учителя и учеников, степень общей
активности учеников; дифференцированность нагрузки на учащихся с учетом их
индивидуально-психологических особенностей; эмоциональный фон; содержание
познавательной деятельности учащихся.
ГИГИЕНИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ |
Учреждение образования "Средняя общеобразовательная школа № 2 города Бобруйска" республика Беларусь