Практические материалы

назад

Триединая цель урока и его конечный результат

         Как-то известный американский сатирик Марк Твен бросил такую насмешливую фразу: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда». А много веков тому назад римский писатель и философ Сенека утверждал, что «для того, кто не знает, в какой гавани бросить якорь, любой ветер попутный». Как видим, проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели – нет управления, без цели – нет результата. Почему?

       Да потому, что сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

       Цель выступает как фактор, обусловливающий способ и характер деятельности, она определяет соответствующие средства её достижения, она является не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности, ясность цели помогает всегда найти в работе «главное звено» и сосредоточить на нём усилия. Едва ли не основная часть всех ошибок в обучении, воспитании и управлении школой проистекает из-за нечёткого представления целей деятельности со стороны учителей и руководителей школ, из-за просчётов в формулировке цели. В существующей практике управления школой традиционно предполагается, что цель почти всегда очевидна, а усилия надо сосредоточивать на поиске средств и путей её достижения. Это далеко идущее заблуждение! Специфическим признаком любой социальной системы, а социально-педагогической в особенности, является то, что она создаётся для достижения определённой цели и является целеустремлённой системой.

         Функционирование любой социальной системы, в том числе и такой системы, как урок, всегда связано со следующими процессами.

         Целеполагание. Это – процесс формирования цели, процесс её развёртывания. Это – ответственная логико-конструктивная операция, которая может осуществляться в следующем алгоритме: анализ обстановки – учёт соответствующих нормативных документов – установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению – выяснение имеющихся для удовлетворения этих потребностей и интересов ресурсов, сил и возможностей – выбор потребностей или интересов, удовлетворение которых при данной затрате сил и средств даёт наибольший эффект – формулировка цели.

          Таким образом, цели возникают не стихийно. Целеполагание – достаточно сложная, наиболее ответственная и сегодня, пожалуй, самая западающая часть работы не только руководителя, но и учителя…

          Целеосуществление. Это – процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека (цель – внутренняя причина) переходит в своё следствие – в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности.

        Целеустремлённость. Если человек действует в соответствии с поставленной целью, если весь ход его деятельности, несмотря на те или иные внешние (а нередко и внутренние) помехи, регулируется сообразно с требованием цели, если человек совершенно осознанно и планомерно движется к поставленной цели, можно говорить о том, что он действует целесообразно, целеустремлённо. Целесообразность в социальных системах выступает как всеобщий и атрибутивный момент, без которого такая система эффективно функционировать не может. Каждая подсистема, каждый элемент социальной системы действует во имя одной цели, стоящей перед системой как целым. Их относительно частные цели в конечном итоге подчиняются этой основной цели. Но и последняя достигается через достижение целей элементов и подсистем, а не сама по себе. Вот почему мало сформулировать цель. Этим процесс целеполагания в сложных системах не должен ограничиваться. Надо уметь её декомпозировать, т.е. расчленить на более частные цели подсистем и элементов.

         «Генеральные» цели сложных систем носят сложный характер, они проектируются очень в общем виде, в весьма агрегированных, абстрактных понятиях. Поэтому для того, чтобы они были достигнуты, их необходимо разукрупнить, декомпозировать на цели более частные и конкретные, но менее сложные и общие. Единая цель системы выражается в виде развёрнутого построения, развёрнутой конструкции целей её подсистем и элементов, которые, будучи соединёнными связями, образуют так называемое «дерево целей», вершиной которого является генеральная цель. Накопленный опыт управления по целям позволяет сформулировать определённые правила построения «дерево целей». Они сводятся к следующему.

         1. Основным фактором формирования цели системы является требование системы вышестоящей.

         2. «Генеральная цель» не складывается из частных и мелких целей. Она конструируется на верхнем уровне системы, а затем распадается на подцели.

         3. Генеральная цель или, как её ещё называют, «цель верхнего уровня» формулируется неизбежно в общем виде, в весьма агрегированных формах.

         4. Ни одна цель высших уровней «дерева целей» не достигается непосредственно, сама по себе, а лишь посредством достижения подцелей, на которые она распадается. Средства к достижению цели становятся её подцелями и, в свою очередь, являются целями для следующего нижестоящего уровня «дерева целей».

         5. Цели верхнего и нижнего уровней должны быть логически связаны, нижние – выводимы из верхних.

         6. Декомпозиция прекращается по достижении элементарного уровня. Теперь, когда мы составили общее представление о цели, перейдём к рассмотрению триединой цели урока (ТЦУ).    

Учреждение образования "Средняя общеобразовательная школа № 2 города Бобруйска" республика Беларусь

Hosted by uCoz